Персональный сайт воспитателя МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Данковского муниципального района Липецкой области Агаповой Анны Ивановны

Проект в подготовительной группе «Хлеб - всему голова»

Информационно - исследовательский проект:

 «Хлеб – всему голова»

Паспорт проекта:


Вид:
творческо – информационный.   

Продолжительность проекта
: краткосрочный ( 1 неделя)

Участники проекта:
Дети подготовительной комбинированной  группы  №1
  Воспитатель
      






Актуальностьтемы:
         
 
ХЛЕБ- величайшееизобретение  человечества, общечеловеческийсимвол достатка и благополучия.      Историяхлеба насчитывает более 15 тысяч лет. Особенно любили и почитали хлеб в России.  Очень часто он упоминается вкупе с такимиосновными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол без хлеба никто несадился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом онем: «Не будет хлеба, не будет и обеда, «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска,а хлеба коровай, так и под елью рай». В давние времена к севу относились как ксвященному действу, готовились заранее :мылись в бане, надевали чистую рубаху ис лукошком выходили в поле. В современном мире на смену ручному труду пришлимашины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Ноотношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как вместе с мусоромлюди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые  знают, как трубно растить хлеб, знают его древнейшуюисторию, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Через практическуюдеятельность мы пытаемся изменить отношение детей к хлебу. 

 

 

 

 

 Цель проекта:

Формирование у детей  дошкольного возраста научно-экологическихзнаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой  деятельности.

Задачи:

- формирование  удетей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, какхлеб пришел на стол человека;

- формирование элементарных экологических знания об особенностях выращивания зерновых растений, доступныхпониманию ребенку-дошкольнику;

- формирование умений и навыков наблюдений за прорастанием семян в разных условиях и почвах;

- формирование умение пользоваться речью-доказательством для обоснованиясвоих суждений о хлебе и хлеборобах, для оценки результатов труда, значимостиего и ценности;

-  развитиепознавательных интересов к миру природы; кпрофессиям, которые

связанны с выращиванием хлеба;

- развитие творческих способностей,используя в работе продукты питания (мука, макаронные изделия).

-  воспитание эмоционально - положительного,бережного, заботливого отношения кприроде в целом, к хлебу.


Предполагаемый результат:

-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

- пополнениеи активизация словарного запаса, овладение речью-доказательством,  умение верно обосновывать ценность каждоговида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба;

-сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильнуюпомощь;

-умение устанавливать связи между разными видами труда;

-освоение приемов и способов экспериментирования;

-развитие элементарных представлений о хозяйственной деятельности человека,воспитание экономного использования хлеба;

-познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находитьпризнаки сходства и отличия зерновых культур, воспитывать бережное отношение кхлебу;

-научить проводить элементарную опытническую работу (прорастание семян в разныхусловиях), освоение способов работы разными инструментами, орудиями труда;

 - творческое самовыражение детей.

 
Продукт проектной деятельности:


1. Фотоматериал.

2. ООД «Земля на зернышке стоит».

3.ООД  «Почему зерно в землю сеют?»



План реализации проекта:

1. Беседа «Как выращиваютхлеб».
2. Рассматривание репродукций картин русских художников:     Ш. Шишкин «Рожь»,   Н.Купреянов  «Вспашка», «Посев», «Уборка»,  А.  Васнецов  «Жнецы»,  Т.  Яблонская  «На колхозном току».
3. ООД  «Земля на зернышке стоит».
4. Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений: Г.Х.Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»,  М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

5. Наблюдения за прорастаниемсемян в разных условиях.
6. ООД  «Почему зерно в землю сеют?».
7. Конструирование из строительного материала «Машины-помощники».
8. Дидактические игры «Четвёртый лишний»,«Чудесный мешочек», «Путаница».



ООД

«Земля на зёрнышке стоит»

в подготовительной   группе

 

Тема: «Земля назёрнышке стоит».

 

Программное содержание.

Познакомить детей сособенностями выращивания зерновых растений; расширить представления детей озлаковых культурах; об использовании зёрен человеком; закрепить понятие детей отом, как хлеб к нам на стол пришел; развивать словесно-логическое мышление,внимание, память, связную речь, мелкую моторику, воспитывать ценностноеотношение к злаковым культурам.

 

Материал и оборудование: глобус,  « Чудесныймешочек» с зёрнами, всходы озимой пшеницы «под снегом», серия сюжетныхкартинок, предметные картинки с зерновыми растениями (рожь, пшеница), стебельсоломина, модели «колоски»,  каравай,  тарелочки с зёрнами пшеницы.

 

 Предварительная работа: рассматривание зёрен зерновыхрастений; знакомство с пословицами и поговорками о хлебе, отгадывание загадок,чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций.  

 

Словарная работа: зерновые растения, злаковые культуры, всходы, сортировать, снегозадержание,метёлка, колосок.

 

Методические приёмы: сюрпризный момент, рассказ воспитателя, дидактические игры: «Достань иназови», «Путаница»,  «Что из чего», « Ачто потом?», рассматривание и сравнение, отгадывание загадок, практическиедействия, сортировка зёрен пшеницы, физминутка, показ иллюстраций, вопросы кдетям, итог.

 

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости прилетел Воробышек. Он откроет секрет озерновых растениях, об особенностях их выращивания.

Вы прекрасно знаете, чтозёрнышки - одно из любимых птичьих лакомств. Но оказывается, что зёрнышки любятне только птицы, но и люди. Мы с вами каждый день едим зёрнышки, но часто обэтом даже не догадываемся.

Люди всего миравыращивают растения с колосками и метелками, из зерен которых делают муку икрупы. Многие зернышки растут в нашей стране давно – это рожь, пшеница, овес,ячмень, просо. Некоторые появились намного позже – это рис и кукуруза. Родинариса – Китай, а кукурузы – Северная Америка.

Воробышек принес нам«Чудесный мешочек», в котором лежат разные зерна. Давайте достанем и назовемих. (Проводится игра «Достань и назови»).

Дети. Этоовес, ячмень, рожь, пшеница, рис, кукуруза.

На данном этапе детиучатся сравнивать зерновые растения, находить сходства и различия; учатся пользоватьсяречью – доказательства для обоснования своих суждений; в ходе данного этапа удетей развивается мышление.


Воспитатель.Рассмотрим зерновые растения и сравним их. Это рожь.                            

- Как называется нижняя часть растения,которая находится в земле? ( В земле находится корень).

- Он состоит изтоненьких корешков, а вместе они похожи на пучок. Какой у ржи стебель? (Стебельу ржи длинный и тонкий).

- Если его разрезать, то внутри онпустой (полый). Такой стебель называется – соломина. А какой он на ощупь? ( Наощупь он гладкий).

- Какие у ржи листья? (Листья у ржидлинные, узкие). Они отходят от бугорков.

- Чем заканчивается стебель? (Стебельзаканчивается колоском).

- Как вы думаете, что находится вколоске у ржи? ( В колоске у ржи находятся зерна).

- Рассмотрим другое зерновоерастение. Это овес. У овса, как у ржи корень похож на пучок. А чем еще похожиэти растения? (У овса стебель тоже соломина.  Листья у овса такие же узкие и длинные). Чемзаканчивается стебель у овса? ( Стебель у овса заканчивается метелкой). Чтонаходится в метелке у овса? ( В метелке находятся тоже зерна).

- Что дают людям зерновые растения?(Они дают людям зерна).

- Итак, какие растения называютсязерновыми? ( Растения, которые дают людям зерно, называются зерновыми).

Цель следующего этапазакрепить понятия и знания детей о злаковых культурах родного края, об ихиспользовании человеком, дается понятие о том, какие зерновые культурыотносятся к хлебным.

Воспитатель.Послушайте секрет от Воробышка: «Все зерновые растения: рожь, пшеница, овес,ячмень, просо, кукуруза, рис относятся к злаковым культурам. (Проводится игра«Путаница»).

- Хлопните в ладоши, если услышитеназвание злаковых культур, растущих в нашем крае: « Липа, пион, рожь,пшеница, виноград, овес, чеснок, ячмень, ромашка, просо,кукуруза, яблоня, рис».

- Как вы думаете,почему рис не выращивают в нашем крае? ( Рис в нашем крае не выращивают, потомучто это растение любит тепло и много влаги.)

Воспитатель. Отгадайтезагадки от Воробышка, узнаете, какие зерновые культуры относят к злакам:

В поле дружно колосится

Золотистая …….(пшеница).

                              Черныйхлебушек хорош

                              Намего подарит……(рожь.)

- Итак, какие зерновые культурыотносят к злакам? ( К злакам относят рожь и пшеницу.)

- Какую муку получают из пшеницы, изоржи? ( Пшеничную, ржаную.)

Воспитатель.Послушайте вопросы от Воробышка, за правильный ответ получите «колосок».(Проводится игра «Что из чего?»)

- Из муки какого злака пекут черныйхлеб? (изо ржи)

- Мука, какого злака идет на белыйхлеб и сдобу? (пшеница)

- Из зерен, какого злака получаютперловую крупу? (из ячменя)

- Из зерен, какого злака получаютовсяную крупу «Геркулес»? (из овса)

- Из зерен, какого злака делаютпшено? (просо)

- Из зерен, какого злака получаютманную крупу? (из пшеницы)

На данном этапе даетсядетям понятие о подготовке семян к посеву, далее проводится физминутка, сэлементами психогимнастики, в ходе, которой имитируется посев и прорастаниесемян озимых культур.

Воспитатель.Ребята, а где растут все зерновые растения? (Они растут в поле) В прошлом годус полей Мордовии собрали высокий урожай зерновых культур. Часть зерновыхкультур посеяли под зиму: озимую рожь и пшеницу, а часть оставили до весны.

- Ребята, что будет, если полезасеять некачественными семенами? (Не будет дружных всходов, не будет хорошегоурожая) Об этом говорится в пословице: «От плохого семени, не жди хорошегоплемени». Засеешь поле некачественными семенами, не жди хороших всходов. Передпосевом зерна – семена надо перебирать, т.е. сортировать. Поможем хлеборобам,выберем лучшие зерна пшеницы. Какие семена будем выбирать? (Круглые, крупные,пузатенькие)

(Дети сортируют зерна пшеницы)

 Воспитатель. Потрудились – можно и отдохнуть.Представьте, что вы семена-зерна озимой пшеницы.

«Имитация посева семян».

Уж ты, семечко-зерно, чтос осени легло на дно? (Дети опускаются на корточки)

Ты не бойся, золотое,ничего там не темно. (Дети закрывают лицо руками)

К свету, к солнцу изземли ты скорей росток пошли. (Дети поднимаются и оглядываются)

Мал еще росток-ребенок,только-только из пеленок. (Дети обнимают плечи и качают головой)

Спи, зеленая травинка, вснеговой своей постели. (Дети складывают руки под щеку и покачиваются)

А весною в ранний часподрастет росток у нас.

- Вот какие дружные всходы вышли нанашем маленьком поле. (Воспитатель показывает всходы пшеницы.)

- Что убережет всходы от ветра ихолода? (Снег) Он будет согревать их всю долгую зиму.

Этот этап дает детямпонятие о подготовке почвы к посеву; через игру «А что потом?» прослеживаетсяпуть хлеба от поля до нашего стола, ведется работа по развитиюсловесно-логического мышления, связной речи.

Воспитатель. Асейчас я расскажу вам, как готовят почву к посеву семян. (Проводится работа ссюжетными картинками)

- Каждую осень хлеборобызаботятся о будущем урожае: под зиму пашут землю, чтобы она была мягкая ирыхлая под снегом. Свою работу они продолжают зимой: развозят и разбрасывают пополю удобрения. А для чего они это делают? (Я думаю, чтобы весной взошлидружные всходы и растения хорошо развивались.) Чем еще занимаются хлеборобызимой на поле? (Они задерживают снег на поле) Правильно! Проводятснегозадержание. Трактора с помощью снегопахов пропахивают глубокие борозды –делают валы, чтобы снег задерживался. «Много снега – много хлеба» - говорится впословице. Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше будет снега, тем большевлаги будет весной в почве). Растения будут лучше расти, а значит, будетхороший урожай хлеба. Так готовят хлеборобы почву к посеву зерна. А что потом?Вспомним путь хлеба от поля до нашего стола.

Дети. Сеютзерно в почву с помощью сеялки;

- ухаживают за всходами:борются с сорняками и вредителями поля;

- убирают с поля урожай;

- сортируют и сушатзерно;

- отправляют зерно наэлеватор, где оно хранится;

- зерно везут намукомольный комбинат, где делают муку;

- мука поступает нахлебозавод, где пекут хлеб;

- хлеб продают вмагазине.

Воспитатель. Воти хлеб у нас на столе. (Воспитатель выносит каравай).

- Долог путь хлеба от поля до нашегостола. Тысячи людей вложили свой труд, знания, сердце, чтобы из маленькогозернышка получился вот такой пышный, румяный каравай.  Помните об этом.

- Воробышек прощается с вами иблагодарит за правильные ответы.

Итог.

- Почему растения называютсязерновыми?

- Какие зерновые культуры вы знаете?

- Зачем люди выращивают злаковыекультуры? 



ООД
«Почему зерно в землюсеют?»

  вподготовительной группе

 

Цель: закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организоватьнаблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; ввести в детскийсловарь новые слова: перегной, лаборант, профессор.

Предварительная работа: За неделю дети под руководством педагога сеют семенав емкости с разным грунтовым составом: песок, опилки, обогащенная органическимиудобрениями земля. Ведут наблюдение за прорастанием семян и развитием растений.Педагог рассказывает детям о профессии лаборанта.

Материалы и оборудование: емкости с проросшими семенами, пинцет, микроскоп,альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски, мелки, фонограмма для созданиямузыкального фона занятия

Ход НОД

1.Педагог в костюме ученого (профессора сельскохозяйственных наук - в очках,белой шапочке и халате - вносит в групповую комнату емкости с проросшим зерном).

П:Коллеги! На прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чемони состояли?

Дети:Мы посеяли семена в емкости с землей, с песком и с опилками.

П:Где мы с вами начали свои опыты?

Д: В опытной лаборатории.

П:Я, Профессор, руководил экспериментальной работой. А вы, мои лаборанты, мнеактивно и старательно помогали. Чем обычно занимаются лаборанты?

Д:Проводят опыты в лабораториях, следят за изменением веществ во время опытов изаписывают результаты.

П:Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытнымисеменами. Лаборанты! Приготовьтесь к работе.

П: И так, коллеги, взгляните на нашиемкости, в которые мы посеяли семена. Что вы видите?

Д:В горшочках выросли ростки. Это семена проросли.

П: (внимательно рассматривает росткичерез очки). Во всех емкостях ростки взошли по-разному.

Д: Да. Вот здесь много ростков, густыевсходы. И растения выглядят крепкими и здоровыми. А здесь - редкие и слабые.

П: Эти росткимы сеяли....... куда?

Д: В землю

П:Вот именно! В землю! Взгляните-ка в микроскоп. Что вы наблюдаете?

Д:Под микроскопом видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы.

П:Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества очень полезны для растений.Это перегной. Именно он делает землю пригодной для роста растений. Поэтому вемкости с землей ростки зеленые и сильные. Теперь посмотрим, что стало ссеменами, посеянными в песок.

Д:В песке ростки взошли бледные и слабые, с высохшими макушками.

Помощниквоспитателя:

Ты скажи мой росток,

Отчеготы занемог?

Ребенок:

Жизньмоя нелегка,

ястрадаю от песка.

П:Давайте рассмотрим песок в микроскоп.

Д:Песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, быстросохнет, в песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет перегноя, которыйтак полезен для растений.

П:Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать?

Помощниквоспитателя:

 А мы возьмем росточек и в землю поместим.

Питательнойсредою растенье укрепим.

П:Что ж, посмотрим, что из этого получится. Старший лаборант выберет себе двухпомощников, и после совещания вместе с ними пересадит растения из песка вземлю. А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на третью емкость. Тут мы с вамипосадили семена в опилки. Взгляните на них в микроскоп, что вы видите?
Д: Опилки - часть дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет перегноя.

Д: Ростки бледно-зеленые, хилые,тонкие.

Помощниквоспитателя:

Проклюнулся немного зелененький глазок.

Вытянулся тонко слабый стебелек.

Верхушка пожелтела, трудно в рост идти.

Ребенок:

Плохомне в опилках -

Питаньяне найти.

П:К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В какой грунт лучше всеговысеивать зерно?

Д:В землю, богатую перегноем

2.Физ. пауза.

Помощниквоспитателя имитирует посев семян:

Ужты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!

Тыне бойся, золотое, ничего там не темно

Ксвету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли.

(детиопускаются на корточки)

Каквесною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы (дети медленновстают - "вырастают”, потягиваются)

"Здравствуй,солнце, это мы!" (дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)

Малеще росток-ребенок: (дети опускают руки вниз)

Только-толькоиз пеленок (дети наклоняют голову в разные стороны).

.П: А сейчас, коллеги, нам необходимо зафиксировать результаты наших наблюдений.

Дети садятся за столы, делают зарисовкиемкостей с ростками. Во время работы звучит спокойная музыка. Готовые рисункиукрепляют на стенде или на доске, рассматривают.

Д: Чтоб смог росточек распуститься,

    В земле он должен поселиться.

    А мы его польем водицей

­    Пускай скорей укоренится.

    Пусть солнышко его согреет,

    Пусть урожай скорей поспеет.

 


  
Дидактические игры по теме проекта:

- «Четвёртый лишний»: карточки с четырьмя различными видами хлебобулочных изделий, три изкоторых объединены общим признаком: форма, цвет, состав и т.д.
- «Чудесный мешочек»: в тряпичный мешочек складываются мини-муляжихлебобулочных изделий (батон, булочка, круассан, вафли, печенье и т.д.), детипоочерёдно опускают руку в мешочек и на ощупь определяют, что лежит в мешочке.
- «Путаница»: картинки схлебобулочными изделиями разрезаны на несколько частей и перепутаны, детямпредлагается «распутать» картинки, составив правильные комбинации.
  Обобщение


 Приреализации данного проекта были организованы различные мероприятия ,  которые носили не только развлекательный, но ипознавательный  характер. Во время беседдети делились своими впечатлениями, а так же узнавали много нового друг отдруга и от воспитателя.
Эмоциональность и яркость проведённых мероприятий дети отразили в своёмтворчестве. У детей развился  познавательный  интерес к миру природы; к профессиям, которые связанныс выращиванием хлеба . 
Полученные знания нашли отражение в сюжетно- ролевых играх детей. Благодаряразличным формам проведённой работы в рамках проекта были решены и цель изадачи.

20 октября 2023 в 10:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.