Персональный сайт воспитателя МБДОУ №4 «ЯГОДКА» Данковского муниципального района Липецкой области Агаповой Анны Ивановны
Проект в подготовительной группе «Хлеб - всему голова»Информационно - исследовательский проект:
Паспорт проекта:
Актуальностьтемы:
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста научно-экологическихзнаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности. Задачи: - формирование удетей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, какхлеб пришел на стол человека; - формирование элементарных экологических знания об особенностях выращивания зерновых растений, доступныхпониманию ребенку-дошкольнику; - формирование умений и навыков наблюдений за прорастанием семян в разных условиях и почвах; - формирование умение пользоваться речью-доказательством для обоснованиясвоих суждений о хлебе и хлеборобах, для оценки результатов труда, значимостиего и ценности; - развитиепознавательных интересов к миру природы; кпрофессиям, которые связанны с выращиванием хлеба; - развитие творческих способностей,используя в работе продукты питания (мука, макаронные изделия). - воспитание эмоционально - положительного,бережного, заботливого отношения кприроде в целом, к хлебу.
Предполагаемый результат: -развитие у детей познавательной активности, творческих способностей; - пополнениеи активизация словарного запаса, овладение речью-доказательством, умение верно обосновывать ценность каждоговида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба; -сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильнуюпомощь; -умение устанавливать связи между разными видами труда; -освоение приемов и способов экспериментирования; -развитие элементарных представлений о хозяйственной деятельности человека,воспитание экономного использования хлеба; -познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находитьпризнаки сходства и отличия зерновых культур, воспитывать бережное отношение кхлебу; -научить проводить элементарную опытническую работу (прорастание семян в разныхусловиях), освоение способов работы разными инструментами, орудиями труда; - творческое самовыражение детей.
2. ООД «Земля на зернышке стоит».
3.ООД «Почему зерно в землю сеют?»
1. Беседа «Как выращиваютхлеб».
5. Наблюдения за прорастаниемсемян в разных условиях.
«Земля на зёрнышке стоит» в подготовительной группе
Тема: «Земля назёрнышке стоит».
Программное содержание. Познакомить детей сособенностями выращивания зерновых растений; расширить представления детей озлаковых культурах; об использовании зёрен человеком; закрепить понятие детей отом, как хлеб к нам на стол пришел; развивать словесно-логическое мышление,внимание, память, связную речь, мелкую моторику, воспитывать ценностноеотношение к злаковым культурам.
Материал и оборудование: глобус, « Чудесныймешочек» с зёрнами, всходы озимой пшеницы «под снегом», серия сюжетныхкартинок, предметные картинки с зерновыми растениями (рожь, пшеница), стебельсоломина, модели «колоски», каравай, тарелочки с зёрнами пшеницы.
Предварительная работа: рассматривание зёрен зерновыхрастений; знакомство с пословицами и поговорками о хлебе, отгадывание загадок,чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: зерновые растения, злаковые культуры, всходы, сортировать, снегозадержание,метёлка, колосок.
Методические приёмы: сюрпризный момент, рассказ воспитателя, дидактические игры: «Достань иназови», «Путаница», «Что из чего», « Ачто потом?», рассматривание и сравнение, отгадывание загадок, практическиедействия, сортировка зёрен пшеницы, физминутка, показ иллюстраций, вопросы кдетям, итог.
Ход занятия. Воспитатель. Ребята, к нам в гости прилетел Воробышек. Он откроет секрет озерновых растениях, об особенностях их выращивания. Вы прекрасно знаете, чтозёрнышки - одно из любимых птичьих лакомств. Но оказывается, что зёрнышки любятне только птицы, но и люди. Мы с вами каждый день едим зёрнышки, но часто обэтом даже не догадываемся. Люди всего миравыращивают растения с колосками и метелками, из зерен которых делают муку икрупы. Многие зернышки растут в нашей стране давно – это рожь, пшеница, овес,ячмень, просо. Некоторые появились намного позже – это рис и кукуруза. Родинариса – Китай, а кукурузы – Северная Америка. Воробышек принес нам«Чудесный мешочек», в котором лежат разные зерна. Давайте достанем и назовемих. (Проводится игра «Достань и назови»). Дети. Этоовес, ячмень, рожь, пшеница, рис, кукуруза. На данном этапе детиучатся сравнивать зерновые растения, находить сходства и различия; учатся пользоватьсяречью – доказательства для обоснования своих суждений; в ходе данного этапа удетей развивается мышление.
Воспитатель.Рассмотрим зерновые растения и сравним их. Это рожь. - Как называется нижняя часть растения,которая находится в земле? ( В земле находится корень). - Он состоит изтоненьких корешков, а вместе они похожи на пучок. Какой у ржи стебель? (Стебельу ржи длинный и тонкий). - Если его разрезать, то внутри онпустой (полый). Такой стебель называется – соломина. А какой он на ощупь? ( Наощупь он гладкий). - Какие у ржи листья? (Листья у ржидлинные, узкие). Они отходят от бугорков. - Чем заканчивается стебель? (Стебельзаканчивается колоском). - Как вы думаете, что находится вколоске у ржи? ( В колоске у ржи находятся зерна). - Рассмотрим другое зерновоерастение. Это овес. У овса, как у ржи корень похож на пучок. А чем еще похожиэти растения? (У овса стебель тоже соломина. Листья у овса такие же узкие и длинные). Чемзаканчивается стебель у овса? ( Стебель у овса заканчивается метелкой). Чтонаходится в метелке у овса? ( В метелке находятся тоже зерна). - Что дают людям зерновые растения?(Они дают людям зерна). - Итак, какие растения называютсязерновыми? ( Растения, которые дают людям зерно, называются зерновыми). Цель следующего этапазакрепить понятия и знания детей о злаковых культурах родного края, об ихиспользовании человеком, дается понятие о том, какие зерновые культурыотносятся к хлебным. Воспитатель.Послушайте секрет от Воробышка: «Все зерновые растения: рожь, пшеница, овес,ячмень, просо, кукуруза, рис относятся к злаковым культурам. (Проводится игра«Путаница»). - Хлопните в ладоши, если услышитеназвание злаковых культур, растущих в нашем крае: « Липа, пион, рожь,пшеница, виноград, овес, чеснок, ячмень, ромашка, просо,кукуруза, яблоня, рис». - Как вы думаете,почему рис не выращивают в нашем крае? ( Рис в нашем крае не выращивают, потомучто это растение любит тепло и много влаги.) Воспитатель. Отгадайтезагадки от Воробышка, узнаете, какие зерновые культуры относят к злакам: В поле дружно колосится Золотистая …….(пшеница). Черныйхлебушек хорош Намего подарит……(рожь.) - Итак, какие зерновые культурыотносят к злакам? ( К злакам относят рожь и пшеницу.) - Какую муку получают из пшеницы, изоржи? ( Пшеничную, ржаную.) Воспитатель.Послушайте вопросы от Воробышка, за правильный ответ получите «колосок».(Проводится игра «Что из чего?») - Из муки какого злака пекут черныйхлеб? (изо ржи) - Мука, какого злака идет на белыйхлеб и сдобу? (пшеница) - Из зерен, какого злака получаютперловую крупу? (из ячменя) - Из зерен, какого злака получаютовсяную крупу «Геркулес»? (из овса) - Из зерен, какого злака делаютпшено? (просо) - Из зерен, какого злака получаютманную крупу? (из пшеницы) На данном этапе даетсядетям понятие о подготовке семян к посеву, далее проводится физминутка, сэлементами психогимнастики, в ходе, которой имитируется посев и прорастаниесемян озимых культур. Воспитатель.Ребята, а где растут все зерновые растения? (Они растут в поле) В прошлом годус полей Мордовии собрали высокий урожай зерновых культур. Часть зерновыхкультур посеяли под зиму: озимую рожь и пшеницу, а часть оставили до весны. - Ребята, что будет, если полезасеять некачественными семенами? (Не будет дружных всходов, не будет хорошегоурожая) Об этом говорится в пословице: «От плохого семени, не жди хорошегоплемени». Засеешь поле некачественными семенами, не жди хороших всходов. Передпосевом зерна – семена надо перебирать, т.е. сортировать. Поможем хлеборобам,выберем лучшие зерна пшеницы. Какие семена будем выбирать? (Круглые, крупные,пузатенькие) (Дети сортируют зерна пшеницы) Воспитатель. Потрудились – можно и отдохнуть.Представьте, что вы семена-зерна озимой пшеницы. «Имитация посева семян». Уж ты, семечко-зерно, чтос осени легло на дно? (Дети опускаются на корточки) Ты не бойся, золотое,ничего там не темно. (Дети закрывают лицо руками) К свету, к солнцу изземли ты скорей росток пошли. (Дети поднимаются и оглядываются) Мал еще росток-ребенок,только-только из пеленок. (Дети обнимают плечи и качают головой) Спи, зеленая травинка, вснеговой своей постели. (Дети складывают руки под щеку и покачиваются) А весною в ранний часподрастет росток у нас. - Вот какие дружные всходы вышли нанашем маленьком поле. (Воспитатель показывает всходы пшеницы.) - Что убережет всходы от ветра ихолода? (Снег) Он будет согревать их всю долгую зиму. Этот этап дает детямпонятие о подготовке почвы к посеву; через игру «А что потом?» прослеживаетсяпуть хлеба от поля до нашего стола, ведется работа по развитиюсловесно-логического мышления, связной речи. Воспитатель. Асейчас я расскажу вам, как готовят почву к посеву семян. (Проводится работа ссюжетными картинками) - Каждую осень хлеборобызаботятся о будущем урожае: под зиму пашут землю, чтобы она была мягкая ирыхлая под снегом. Свою работу они продолжают зимой: развозят и разбрасывают пополю удобрения. А для чего они это делают? (Я думаю, чтобы весной взошлидружные всходы и растения хорошо развивались.) Чем еще занимаются хлеборобызимой на поле? (Они задерживают снег на поле) Правильно! Проводятснегозадержание. Трактора с помощью снегопахов пропахивают глубокие борозды –делают валы, чтобы снег задерживался. «Много снега – много хлеба» - говорится впословице. Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше будет снега, тем большевлаги будет весной в почве). Растения будут лучше расти, а значит, будетхороший урожай хлеба. Так готовят хлеборобы почву к посеву зерна. А что потом?Вспомним путь хлеба от поля до нашего стола. Дети. Сеютзерно в почву с помощью сеялки; - ухаживают за всходами:борются с сорняками и вредителями поля; - убирают с поля урожай; - сортируют и сушатзерно; - отправляют зерно наэлеватор, где оно хранится; - зерно везут намукомольный комбинат, где делают муку; - мука поступает нахлебозавод, где пекут хлеб; - хлеб продают вмагазине. Воспитатель. Воти хлеб у нас на столе. (Воспитатель выносит каравай). - Долог путь хлеба от поля до нашегостола. Тысячи людей вложили свой труд, знания, сердце, чтобы из маленькогозернышка получился вот такой пышный, румяный каравай. Помните об этом. - Воробышек прощается с вами иблагодарит за правильные ответы. Итог. - Почему растения называютсязерновыми? - Какие зерновые культуры вы знаете? - Зачем люди выращивают злаковыекультуры?
вподготовительной группе
Цель: закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организоватьнаблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; ввести в детскийсловарь новые слова: перегной, лаборант, профессор. Предварительная работа: За неделю дети под руководством педагога сеют семенав емкости с разным грунтовым составом: песок, опилки, обогащенная органическимиудобрениями земля. Ведут наблюдение за прорастанием семян и развитием растений.Педагог рассказывает детям о профессии лаборанта. Материалы и оборудование: емкости с проросшими семенами, пинцет, микроскоп,альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски, мелки, фонограмма для созданиямузыкального фона занятия Ход НОД 1.Педагог в костюме ученого (профессора сельскохозяйственных наук - в очках,белой шапочке и халате - вносит в групповую комнату емкости с проросшим зерном). П:Коллеги! На прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чемони состояли? Дети:Мы посеяли семена в емкости с землей, с песком и с опилками. П:Где мы с вами начали свои опыты? Д: В опытной лаборатории. П:Я, Профессор, руководил экспериментальной работой. А вы, мои лаборанты, мнеактивно и старательно помогали. Чем обычно занимаются лаборанты? Д:Проводят опыты в лабораториях, следят за изменением веществ во время опытов изаписывают результаты. П:Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытнымисеменами. Лаборанты! Приготовьтесь к работе. П: И так, коллеги, взгляните на нашиемкости, в которые мы посеяли семена. Что вы видите? Д:В горшочках выросли ростки. Это семена проросли. П: (внимательно рассматривает росткичерез очки). Во всех емкостях ростки взошли по-разному. Д: Да. Вот здесь много ростков, густыевсходы. И растения выглядят крепкими и здоровыми. А здесь - редкие и слабые. П: Эти росткимы сеяли....... куда? Д: В землю П:Вот именно! В землю! Взгляните-ка в микроскоп. Что вы наблюдаете? Д:Под микроскопом видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы. П:Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества очень полезны для растений.Это перегной. Именно он делает землю пригодной для роста растений. Поэтому вемкости с землей ростки зеленые и сильные. Теперь посмотрим, что стало ссеменами, посеянными в песок. Д:В песке ростки взошли бледные и слабые, с высохшими макушками. Помощниквоспитателя: Ты скажи мой росток, Отчеготы занемог? Ребенок: Жизньмоя нелегка, ястрадаю от песка. П:Давайте рассмотрим песок в микроскоп. Д:Песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, быстросохнет, в песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет перегноя, которыйтак полезен для растений. П:Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать? Помощниквоспитателя: А мы возьмем росточек и в землю поместим. Питательнойсредою растенье укрепим. П:Что ж, посмотрим, что из этого получится. Старший лаборант выберет себе двухпомощников, и после совещания вместе с ними пересадит растения из песка вземлю. А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на третью емкость. Тут мы с вамипосадили семена в опилки. Взгляните на них в микроскоп, что вы видите?
Д: Ростки бледно-зеленые, хилые,тонкие. Помощниквоспитателя: Проклюнулся немного зелененький глазок. Вытянулся тонко слабый стебелек. Верхушка пожелтела, трудно в рост идти. Ребенок: Плохомне в опилках - Питаньяне найти. П:К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В какой грунт лучше всеговысеивать зерно? Д:В землю, богатую перегноем 2.Физ. пауза. Помощниквоспитателя имитирует посев семян: Ужты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно! Тыне бойся, золотое, ничего там не темно Ксвету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли. (детиопускаются на корточки) Каквесною в ранний час семена взошли у нас. Вышли к солнышку из тьмы (дети медленновстают - "вырастают”, потягиваются) "Здравствуй,солнце, это мы!" (дети поднимают руки над головой, машут кистями рук) Малеще росток-ребенок: (дети опускают руки вниз) Только-толькоиз пеленок (дети наклоняют голову в разные стороны). .П: А сейчас, коллеги, нам необходимо зафиксировать результаты наших наблюдений. Дети садятся за столы, делают зарисовкиемкостей с ростками. Во время работы звучит спокойная музыка. Готовые рисункиукрепляют на стенде или на доске, рассматривают. Д: Чтоб смог росточек распуститься, В земле он должен поселиться. А мы его польем водицей Пускай скорей укоренится. Пусть солнышко его согреет, Пусть урожай скорей поспеет.
- «Четвёртый лишний»: карточки с четырьмя различными видами хлебобулочных изделий, три изкоторых объединены общим признаком: форма, цвет, состав и т.д.
20 октября 2023 в 10:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.